вторник, 15 февраля 2011 г.

Учимся истинно французскому произношению :)

"Если не знаешь, что сказать, говори по-французски" - Льюис Кэролл.

Традиционно считается, что изучение языка всегда следует начинать с постановки правильного произношения. Поэтому в серьезных школах с таким же, как правило, серьезным выражением лица, изучается длинный и сложный фонетический курс с многоразовым прослушиванием аудиозаписей и повторением за дикторами звуков, слов и фраз. 


Именно так нас обучали в университете. Еще, помню, мы должны были использовать на занятиях маленькие зеркальца - произносить звук и одновременно наблюдать за своей артикуляцией в зеркальце. Мучения еще те. Если бы нас кто-то тогда заснял на скрытую камеру и потом показал нам это необычное кино, мы бы умерли от смеха: 13 человек сидят с зеркальцами и усиленно артикулируют звуки. Но не смеялся никто. Ведь все это было так серьезно. Особенно если учесть, что на дом нам задавали прослушивание кассет небезызвестных авторов дивного классического учебника, который практически все знают. Да, вы уже догадались, это Попова и Казакова. 


Справедливости ради следует отметить, что эти люди выполнили колоссальную работу, создав настолько подробный учебник с объяснениями, упражнениями, подборкой текстов... Грамматика представлена великолепно. Не уверена, что кто-то другой создал в нашей стране нечто подобное или лучше. Этот учебник - классика. Им пользуются все. Не только студенты языковых вузов, но и, похоже, все остальные студенты, изучающие французский язык. В моей практике преподавания частных уроков все ученики знали об этом учебнике, а у многих он уже даже был. 

В университете я серьезно занималась фонетикой, слушала кассеты и старательно повторяла за кем-то из авторов учебника, кажется, это была Жоржетта Казакова - тяжелый период, продлившийся два с половиной месяца и завершившийся зачетом. На тот момент лучше всех справились ребята, у которых был музыкальный слух. Кажется, таких было всего 2 человека. Ну, а все остальные, как уж получалось, и я в том числе. Нас еще тогда утешали: главное - не произношение, главное - грамматика и правильное написание! 

Я училась в начале девяностых, не было еще Интернета, да и вообще ничего не было, тем более возможности посмотреть французские фильмы, послушать французское радио или поговорить с самими французами. На четвертом курсе такая возможность представилась. Я испытала сильный шок, когда впервые пообщалась с носителями языка. Они говорили совершенно не так, как наши преподаватели, и не так, как те голоса с аудиокассет. Вот в тот то момент и состоялось мое личное открытие  французского языка, какой он красивый, великолепный, эмоциональный. Это было здорово. 

В процессе обучения себя самой и других я сделала интересные выводы, как же все-таки заговорить как истинный француз, ну, или почти как истинный француз:

- Нет смысла усиленно изучать произношение специально с первых дней занятий французским языком. Достаточно изучить правила чтения и немного потренировать произношение носовых и французского "р", проделывая веселые упражнения в стиле скороговорок или простых фраз.

- Нужно много слушать живую речь. Дело в том, что на нас оказывают огромное влияние окружающие люди, и если нам нравится, как они говорят, подсознательно мы начинаем копировать их речевые манеры, стиль, и т.д. При этом не важен уровень развития музыкальных способностей. 

- Можно, конечно, часами слушать специальные диски и повторять за дикторами, но по опыту знаю, не все могут. Это скучно и неинтересно, сразу возникает желание заснуть или лучше сделать упражнения по грамматике, которые при обычном раскладе сложно заставить себя сделать. Язык - он же живой, поэтому механические способы не очень помогают...

- Самый приятный, легкий способ научиться красивому произношению - это петь песни! Ведь столько красивых песен разных стилей... Петь в свое удовольствие, когда дома никого нет, когда в машине мы одни или вдруг объявляются желающие петь с нами. Произношение ставится само по себе магическим образом. Даже, насколько я помню, в ораторском искусстве есть такой прием - петь для развития голоса. Одни плюсы. Петь вместе с любимым исполнителем и испытывать радость. Выучить текст песни наизусть и напевать себе тихонько по дороге на работу, создавая себе таким образом позитивный настрой на целый день. 

Да, я вот подумала - нужно будет посвятить как-нибудь пост французской музыке, много сейчас интересных коллективов, направлений. 

Я верю, что произношению нельзя научить, ему можно только научиться. Но не через страдание, а через радость и удовольствие. Ведь когда нам что-то нравится, у нас непременно все получается. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий